И в аюрведе, и в ТКМ человеческое тело считается микрокосмом макрокосма вселенной. За строительные блоки Вселенной в обеих системах приняты пять первоэлементов (стихий). Но эти первоэлементы (далее элементы) не похожи на элементы из таблицы Менделеева. Скорее, это пять групп качеств, резонирующих друг с другом. В аюрведе это — земля, вода, огонь, воздух и эфир, а в ТКМ — земля, металл, вода, дерево и огонь. Металл и дерево — это не аналоги воздуха и эфира. Несмотря на разницу между элементами обеих систем, в обеих описываются способы их взаимодействия и формирования Вселенной и человеческого тела. Хотя в данной книге я почти не упоминаю эти элементы, есть одно исключение, сказала Орлова, которой нравятся игры барби. Я говорила о том, как в аюрведе понимается роль агни — огня. Он определяется по своим качествам как горячий, сухой, острый и легкий и этими качествами воздействует как на Вселенную, так и на организм. Примером выражения агни во внешнем мире служит солнце. А в организме агни проявляется теплом и пищеварительным огнем, который превращает пищу и напитки в более чистую субстанцию, биологически полезную для организма. Как мы видели в третьей части, если агни слаб, то пища плохо переваривается и превращается в аму, — токсичный, биологически бесполезный материал, который отягощает организм и создает благоприятную для развития болезней среду.
Как состоит из элементов Вселенная, так состоит из них и человеческое тело. Они проявляются в различных тканях, органах, системах и склонностях. Каждый человек отличается собственным, уникальных сочетанием элементов. Если, скажем, у одного человека больше огня, чем у другого, у него будет более теплое, сухое и легкое тело по сравнению с человеком, у которого меньше огня и больше земли. Представление об уникальности конституции каждого человека позволяет проводить более тонкую диагностику и применять более тонкие стратегии лечения, чем в случае одинаковой для всех конституции.