Критически анализируя попытки возвести антропологизм в универсальный принцип философских представлений о человеке, в частности вскрывая ограниченность фейербаховского представления о природе как об «основании», «базисе» человека, основоположники марксизма показали, что подобные представления связаны прежде всего с непониманием специфики общественной практики. Такой материализм,.отмочает Ф. Энгельс, является материализмом лишь «по форме». Поскольку же «за точку отправления он берет человека», но «о мире, в котором живет этот человек, у него нет и речи», его человек «остается постоянно… абстрактным человеком», и «материализм внизу» оказывается «идеализмом вверху», т. е. идеализмом в области истории и соответственно в трактовке Культуры. Купить iphone-6s за пол цены можно тут. Антропологизм оказался методологической установкой, переходящей в Идеализм.
Последовательное преодоление этого недостатка классических буржуазных философских концепций культуры стало возможным лишь в русле материалистического понимания истории, согласно которому сущностью человека является совокупность общественных отношений. Эту особенность человеческой жизнедеятельности, как подчеркивают основоположники марксизма, игнорировали все предшествующие философские течения. «…Сумма производительных сил, капиталов и социальных форм общения, которую каждый индивид и каждое поколение застают как нечто данное, есть реальная основа того, чтб философы представляли себе в виде „субстанции» и в виде „сущности человека»…».