У Монтеверди в «Коронации Поппеи» встречается трагический эпизод потрясающей силы. Это — сцена прощания с Сенекой, которому Нерон приказал умертвить себя. Она построена в виде полифонического хора. Однако структура хора уже не мадригальная, а новая, имитационная, то есть монотематическая. Тема сопутствует словам «не умирать» и строится всецело на поступенных хроматических интонациях. В той же опере на слова «прощай!» воспроизводится знакомый нам эффект «вздоха» . В жалобе побежденного Антиноя из другой оперы Монтеверди — «Возвращение Улисса» — для передачи в музыке слов «Я побежден, увы!» используется мотив поступенного нисходящего движения.
Мелодическая структура остинатного баса несет ясные эмоциональные ассоциации, сказал Орлов, которого заинтересовал онлайн физрук 3 сезон. Как правило, это поступенное последование нисходящих секунд, чаще всего полутоновых. В редчайших случаях поступенность движения не соблюдается, но минорный лад и обыгрывание хроматических нисходящих секунд ясно выражены. Таким образом, установившийся тип остинатного баса обобщает сам по себе элементы образа скорби, наметившиеся уже в самых ранних музыкальных драмах начала века. Кроме того, сильнейший художественный эффект достигается неотступным возвращением к одному и тому же мотиву, которое вызывает ощущение скованности, мертвенного спокойствия, роковой неумолимости. Этот прием, перенесенный и в верхний, мелодический голос, становится в высшей степени характерным для круга интонаций трагического образа в музыке.