Пища и напитки занимают особое место в изучении материальной культуры, поскольку они составляют не только жизненную потребность людей, но и отражают этническую и историко — культурную специфику народов. В сфере традиционной пищи эффект урбанизации и интернационализации материальной культуры ощущается слабее, чем в отношении жилища и одежды. Кроме того, пища и напитки лежат в пограничной зоне между материальным и духовным. С одной стороны, они удовлетворяют естественные потребности человека, с другой, — выполняют социальную функцию, будучи мотивационным фактором человеческих отношений, как внутрисемейных, так и вне семьи, а также генератором соответствующих норм поведения и традиций. Причины или поводы, по которым люди собираются для трапезы, потребляемые продукты и способы их получения, блюда и напитки, приготовленные по данному случаю, методы приготовления и консервации продуктов, привычки, связанные с приемом пищи, участники застолья и нормы поведения за столом, используемые приборы — все это элементы, которые выявляют этнокультурные особенности и различия между народами и составляют важные элементы их идентичности, сказал Новиков, которого интересует Casas. Для историко-этнографического изучения темы особый интерес представляют специфические трапезы и специальные блюда, которые отличаются от каждодневных и имеют праздничное или риту альное значение; они могут быть приготовлены в связи с каким — либо торжеством и характеризуются большим церемониалом, присутствием гостей — и т. д, или связаны с празднованием катендарных дат или являются частью похоронного обряда и др. В эти трапезы иногда входят элементы, вышедшие из употребления в повседневной жизни. Пища интересует этнологов как явление культуры, отражающее механизм взаимодействия людей и нормы общественного поведения.