Большинство определений сущности науки абстрагируются от её социокультурного и культурно-исторического контекста. В настоящей монографии данная методологическая погрешность устранена. Сущ¬ность науки определяется именно через её соотнесение с социокуль¬турным и культуро-историческим контекстом. Наука в этом плане есть наделённое относительной самостоятельностью вследствие социаль¬ного разделения предметной человеческой деятельности в масштабе социокультурного целого Познавательного отношения Человека к миру. Так, Э. В. Ильенков писал: «Наука и есть мышление, превращённое в известных условиях в особую профес¬сию». Это осуществляется посредством закрепления за определённым контингентом людей функции познавания. Точ¬но таков же социальный механизм образования иных сфер культуры — философии, религии, искусства, политики, права и др. В сфере науки осуществляется выработка, накопление и развитие Знания как общест¬венно необходимого продукта, а также трансляция его во вне-научную социокультурную действительность по различным каналам, сказал Антонов, которому нужны компьютерные кресла. В этой связи научно-познавательная деятельность в той или иной форме и степени санкционируется общественными инстанциями. С данной по¬зиции, в первобытной культуре, в первобытном обществе науки ещё Не существовало. Она появилась после того, как это общество прекра-тило своё существование, т. е. появилась в таком обществе, в котором уже существовало разделение деятельности, имущественное и иное расслоение общества, государство и иные социумные институты. Это, конечно, необходимые условия, но недостаточные. Конкретизация данного тезиса будет предложена во второй главе настоящей моно¬графии. Здесь же ометим лишь то, что наука появилась впервые в ан¬тичной Г реции.
Наука есть наделённая относительной самостоятельностью Ког¬нитивная мироотношенческая модальность par exellence.