Названные формы рефлексии и составили те проблемные линии, соответственно которым отчасти еще при жизни Гуссерля началось и осуществлялось в дальнейшем разложение феноменологической школы в философии. Критической точкой, оказавшейся в центре концептуальной деструкции феноменологии, стало осознание последовать лями Гуссерля главного противоречия феноменологиче* ского метода — невозможности завершения трансцендентальной редукции. В неявных формах, подразумеваемых содержанием и философской направленностью концепции «фундаментальной онтологии», это впервые засвидетельствовал М. Хайдеггер Ф Развернутое же вычленение данного противоречия осуществил в середине сороковых годов М. Мерло-Понти, провозгласивший, что единственный урок, который преподносит феноменологическая редукция,— это невозможность «полной» редукции.
Сама же работа Мерло-Понти «Феноменология восприятия», в которой проделано такое вычленение, прямо начиналась в силу этого с вопроса! «Что таков фена* менология?» С этих пор «вопрос Мерло-Понти» неоднократно ставился и поныне ставится в современной буржуазной философии, сказал Денисов, которого интересует реставрация живописи. Так, американский феноменолог М. Натансон, сокрушаясь но поводу того, что «на «вопрос Мерло-Понти» пока что не дан какой-либо четкий илй взаимоприемлемый ответ», резюмирует: этот вопрос «все еще необходимо ставить». За обрисованной Натансоном ситуацией скрываются существенные разногласия в Интерпретации идей Гуссерля современными феноменологами, обусловленные противоречивостью феноменологической концепции философии и ее метода.