В то же время ежедневно на музыкальную охоту в Сеть выходят миллионы людей, воодушевленных отсутствием навязчивых ротаций, собственной свободой, возможностью делать уникальные открытия в самых дальних уголках безграничной музыкальной вселенной. И день за днем большинство тех и других так и не получают желаемого, не сумев найти друг друга в Информационном шуме цифрового мира… По сути, предельно наглядно ситуацию иллюстрирует замечание Кристофера Ихихо, фиксирующее нынешнее положение дел: «введите в поисковой системе какой-либо музыкальный стиль, например acid house, rock. Вы получите в результате огромный список из множества названий, где не будет видно никаких отличительных особенностей для каждого отдельного названия. “Ну, рок, ну, название…” — и что возникает? “Я не буду скачивать 1000 mp3 неизвестных мне групп”». Там, где невозможно даже обозреть, не говоря уже о прослушать, и сотую долю доступной музыки, в том, кому все-таки удается, а кому нет, найти свою подходящую нишу и встречно — обрести свою подходящую аудиторию, существует слишком большая доля случайности.
Конечно, дистрибьюторский и информационный барьеры всегда ущемляли интересы множества слушателей и музыкантов, однако, как выясняется на практике, отсутствие каких бы то ни было барьеров вообще удовлетворения этим интересам вовсе не гарантирует. К тому же ничем не ограниченное разнообразие провоцирует возникновение ситуации, которую Барри Шварц окрестил «парадоксом выбора», Утверждая, что, пересекая определенную количественную черту, выбор перестает стимулировать человека, становясь Слишком большим для возможностей его восприятия и в результате лишь парализуя, демотивируя33. В своих построениях Шварц ссылается на целый ряд исследований, в частности — на классический эксперимент, проведенный учеными из Стэндфорда и Колумбийского университета в американских супермаркетах, где посетителям предлагали поучаствовать в дегустации джемов — и они с радостью покупали понравившийся, пока вариантов на пробу было 6, но впадали в ступор и уходили ни с чем, когда вкусов становилось 2434. Музыка —не варенье, но принцип в ней, похоже, работает тот же самый: стремление познакомиться с как можно большим количеством предложений при физической невозможности переварить их все притупляет само желание выбирать, вести поиск собственной ниши в безграничном музыкальном океане цифровой эпохи. Кризис перепроизводства ведет к Кризису перепотребления, рискующему обернуться утратой интереса к музыке как таковой.