Асимметрия построек эклектизма следовала за конкретными обстоятельствами организации процессов жизнедеятельности. Сле­дуя правилу рационального метода Декарта — «делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько это возможно»18, создавали стабильную схему пространственно-вре­менной организации процессов жизнедеятельности, своего рода «остановленное мгновение». Принцип этот был доведен до пре­дельной выраженности функционализмом, применившим к формо­образованию в архитектуре метод построения механизмов, устрой­ство которых задано последовательностью рабочего процесса. Зда­ние, подобно машине, расчленялось в соответствии с детально раз­работанным графиком организации жизненных процессов. Шедев­ром формообразования по такому принципу стало здание Баухауза в Дессау. Составляющей метода «сортировки» функций как основы формообразования стало вычленение коммуникационных связей, объединяющих здание. Связанный с футуристами итальянский ар­хитектор Сант-Элиа придал выявлению коммуникационных струк­тур символическое значение. В утопическом проекте «Нового горо­да», показанном в 1914 г. на выставке в Милане, он подчеркивал элементы, связанные с движением: многоярусные транспортные магистрали, эскалаторы, выделенные из тела зданий башни лифтов, мостики, соединяющие над улицами верхние ярусы зданий. Его мечтой был «город, похожий на просторную шумную стройку, каж­дый участок которой гибок, подвижен, динамичен, и… футурист­ский дом, напоминающий гигантскую машину»19. На листах проек­та Сант-Элиа трехмерная сеть коммуникационных связей с дина­мично вздымающимися лифтовыми башнями, сквозь остекление которых видны движущиеся кабины, и ажурными конструкциями мостов вводила подвижные элементы в визуальную систему и под­нимала движение и путь на уровень символов.