Несмотря на мифологию творческой фотографии, предназначенной воскресить искусство, на совершаемую Жан-Клодом Лемани ловкую и амбициозную инверсию священной иерархии фотографии и искусства, на жесткие антимодернистские акценты — несмотря на все это, его замысел определить чистое фотографическое искусство исходя из чистого вещества фотографии остается глубоко модернистским. Без сомнения, именно в этом причина воинственных выступлений Лемани против широкого движения неопикториализма, который в конце XX века сопрягает искусство фотографии с искусством микста. I 1есмотря на их глубокие различия , творческую фотографию и неопикториализм тем не менее сближает предпринимаемая ими попытка замедлить скорость циркуляции изображений и сопротивляться их дематериализации, сказала Зубова, которая думает купить одежду для девочки. Эту попытку сопротивления осуществляет фотограф-художник, который отличается как от фотографа, так и от художника. В противоположность художнику, использующему фотографию точечно или эксклюзивно, фотограф-художник находится не в поле искусства, а в поле фотографии, часто составляющей его профессиональную активность. Это главный пункт: фотограф- художник является фотографом прежде, чем художником; для него фотография — это место, где осуществляются одновремен-но его ремесло и его искусство. Это искусство часто воспринимается фотографом-художником как отдых от ремесла, подчиненного жестким законам рынка, рентабельности, прибыли, то есть правилам мобильности, скорости, легкости, однообразия, серийности и т. д. Именно поэтому фотографическое искусство часто стремится изменить документальную этику ремесла фотографа.
Продолжая традиции пикториалистского движения конца XX века и, возможно, ностальгируя по минувшему состоянию искусства, некоторые фотографы-художники царапают, ретушируют или подрисовывают карандашом свои снимки, объединяют их или переносят на ткань. С помощью руки фотографы делают свои работы более вещественными. Ограниченный тираж, подписывание снимков, культ оригинала, прямое вмешательство руки, возврат к кустарным практикам — все это направлено на производство уникального или редкого, тогда как в самой сути процедуры заключена возможность умножения.